ввиду длительной засухи мы часто поливали огород

Методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», Федеральными государственными образовательными стандартами

. В данном пособии собран и систематизирован дидактический материал для проведения занятий и проверочных работ по разделу «Служебные части речи». Упражнения разнообразные, дополняющие друг друга, в процессе выполнения которых реализуется многоаспектный подход к анализируемому тексту, осуществляется единая система работы по орфографии и развитию речи.

Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по учебной дисциплине «Русский язык»»

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»

Учебно – Методическое пособие

по учебной дисциплине «Русский язык»

Служебные части речи

Учебно – методическое пособие к аудиторным занятиям

(внеаудиторной самостоятельной работе)

Ангарск, 2016 год

Рассмотрено на заседании ПЦК

протокол №__ от____2015 г.

___________ В.Н. Леснов

Составитель: Ефремова Н.В., преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий»

Рецензент: Денисевич Т.А., преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

ОГБОУ СПО «Ангарский педагогический колледж»

1. Пояснительная записка

а) теоретический материал;

б) тренировочные упражнения;

в) проверочный тест.

а) теоретический материал;

б) тренировочные упражнения;

в) проверочный тест.

а) теоретический материал;

б) тренировочные упражнения;

в) проверочный тест.

Методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», Федеральными государственными образовательными стандартами

. В данном пособии собран и систематизирован дидактический материал для проведения занятий и проверочных работ по разделу «Служебные части речи». Упражнения разнообразные, дополняющие друг друга, в процессе выполнения которых реализуется многоаспектный подход к анализируемому тексту, осуществляется единая система работы по орфографии и развитию речи.

Структура пособия соответствует структуре учебника по русскому языку.

В пособии используются как традиционные виды работ, так и редко используемые в повседневной работе преподавателя.

В каждом разделе материал располагается таким образом: сначала даются менее сложные работы, затем они усложняются. К каждому тексту, включенному в пособие, предлагаются разнообразные задания по развитию речи, по орфографии, пунктуации. Они даются в определенной системе, регулярно повторяются и постепенно усложняются. В некоторых разделах пособия имеются тексты и задания повышенной трудности, которые могут быть использованы в самостоятельной работе сильных обучающихся.

Задания помещаются перед упражнением, если они должны быть выполнены обучающимися до или во время письма. За текстом следуют те задания, которые выполняются после записи и анализа текстового материала упражнений.

Предлагаемая система работы по орфографии, пунктуации одновременно с закреплением основных умений по развитию речи помогает повысить грамотность и вооружает обучающихся умениями излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Служебные части речи –предлоги, союзы, частицы

Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, не являются членами предложения и не изменяются.

Служебные части речи не имеют морфологических признаков и самостоятельного лексического значения

Назначение служебных частей речи состоит в том, чтобы связывать слова и предложения, также придавать словам и предложениям дополнительные значения.

без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, перед, при, про, с, у, через:
из-за, из-под, .

1. наречные предлоги: вблизи, внутри, вокруг, около, .

2. отыменные предлоги: вследствие, в течение, путем, в продолжение, ..

3. отглагольные предлоги: благодаря, включая, исключая, спустя, начиная (с), .

ввиду (= по причине)
вследствие (= из-за)
наподобие, вроде (= подобно)
насчет (= о)
вместо
внутри
вслед
навстречу
сверх
несмотря (на)

в течение, в заключение, вследствие

Несмотря на (погоду)

Невзирая на (лица)

В заключение (доклада)

В продолжение (часа)

В отличие (от других)

В виде (полукруга)

В связи (с трудностями)

За счет (своего времени)

В целях (получения прибыли)

В силу (сложностей)

В отношении (отъезда)

Под видом (услуги)

В соответствии (с законом)

Раскройте скобки. Там, где нужно, поставьте дефис.

Выйти (из) комнаты, из(за) болезни, узнать (от)друга, присесть (к)столу, по(над) лесом, (по)реке, взяться(за) дело, инспектор (из)министерства, невнимательный (к) людям, скупой (на)слова, из(под) стола, путь(к) заводу, лекарства(от)гриппа, добрый (по)натуре, рассеянный (до)крайности, полезный (для)практики, мечтать (о)счастье, поставьте (на)шкаф, бродить (по) городу; подумать (перед)тем, как отвечать; смахнуть пыль (с)плеча, ждать (до) утра, признаться (при)всех, думать (об, обо)мне, (под, подо)льдом, (с)нами, (через) реку, (по)лугу, (за)Днепром, (у)калитки, по(за)тыном огород, (со)стола, (без, безо)всяких усилий.

Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.

Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), действовать согласно (предписание), скучать по (сын).

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1) (В) течени. дня, (в) продолжени. речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени. романа, (в) следстви. болезни, (в) завершени. работы состоялось собрание; (в) следстви. которое вел опытный работник. ; (в) течени. болезни наметились улучшения; (в) отличи. от Онегина. (в) заключени. врача, (в) заключени. юриста; недостатки выявились (в) завершени. отчета; он пробыл (в) заключени. три года, (во)избежан. пожара, (в)отношен. доклада; все дело (в)отлич. между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам.

2) (В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка. (В)следстви. по этому делу было много погрешностей. (В)заключени. доклада были приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те страшные времена (в)заключени. находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не)смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В)заключени. акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу обидеться. (В)следстви. ремонта клуб был закрыт.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.

(В)следстви. сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти. на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви. по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени. романа известного автора, (в)продолжени. утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени. пяти лет, (в)течени. бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви. (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени. недели, наблюдать изменения (в)течени. реки, отсутствовать (в)продолжени. месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени. романа, отменить экскурсию (в)следстви. дождя, (в)последстви. вернется в город, договориться (на)счет транспорта, (в)виду нелетной погоды, непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в)виду, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви. с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды.

Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги.

1. Желтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма(Полев.). 2. (По) (над) Доном сад цветет (Колъц.). 3. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 4. По (над) рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 5. (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Стан.). 6. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.). 7. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 8. (В) виде этом много ярких красок. 9. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 10. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 11. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка (Г.). 12. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 13. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 14. (По) среди обширных трудов своих он не переставал осведомляться о своем любимце (Л.). 15. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня, они распростились (Стан.). 16. Все эти доходы переведите (на) счет нашей бригады. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след (Т.). 18. Охотники осторожно, след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям. (Гр.). 21. Он всегда действовал (на) перекор.

Спишите, раскрывая скобки. Вместо точек на конце слов поставьте нужные буквы. Объясните правописание данных слов.

(В) течени. дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течени. военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени. часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени. романа. 5. (В) следстви. подчиненного положения Якова в пансионате товарищи об­ращались с ним небрежно (Г.). 6. (В) следстви. по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре). 8. (В) течени. всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 9. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби. глиняных котов (П.). 10. (В) следстви. какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре). 11. (В) продолжени. всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.).

Прочитайте текст. Выделите в нем предлоги и сформулируйте общее правило их правописания с существительными. Напишите изложение.

Известный русский певец Федор Иванович Шаляпин в 1901 году был приглашен в Милан для репетиций оперы композитора Бойто «Мефистофель» в театре «Ла Скала». Шаляпину была поручена главная партия в надежде на то, что его знаменитый бас поможет публике оценить оперу, которая после шумного провала не ставилась в течение 32 лет и сейчас, в сезон 1900/01 гг., в театре возобновилась.

Репетиции шли в продолжение двух недель, подготовка спектакля была очень сложней. Все певцы, как это было принято в их творческом коллективе, репетировали, но от Шаляпина, которого здесь еще не знали, дирижер Артуре Тосканини потребовал пения в полный голос. Шаляпинский бас показался всем, кто присутствовал на репетиции, таким могучим, что они были потрясены. С нетерпением актеры и публика ожидали премьеры.

Наступил вечер первого представления. Нарядная толпа шумно входила в партер, поднималась на балкон, размещалась в ложах.

Мефистофель-Шаляпин вышел на сцену в прологе. И этот первый выход певца, его красивый голос, высокая фигура, естественность и выразительность движений произвели огромное впечатление на публику.

Когда Шаляпин окончил свою партию, ему показалось, что на него обрушилась лавина, такой шум поднялся в зале. Это были аплодисменты в честь его таланта и приветственные крики в адрес певца.

После пролога Шаляпину снова была устроена шумная овация. С каждой картиной успех его возрастал. Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда тоже, как и Шаляпин, молодой еще, начинающий певец. Спек­такль стал триумфом и для него. Но русский бас был на особом положении, так как публика «Ла Скала» особенно взыскательна к неизвестным ей, приехавшим на гастроли певцам. Этот вечер для молодого русского артиста закончился блистательным успехом.

Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

I. (В) следстви. ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний(ГерцЛ. 3. (В) продолжение дороги мы два раза переехали через реку (Акс).4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на)подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Г.). 6. (В) течени. двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М. Г.) 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кае.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сурк.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.). 11. Воронин хотел было спросить (на) счет завтрака, но промолчал (Каз.). 12. (В) связи с эвакуацией работа на заводе приостановилась (Аж.).

II. 1. (По) среди обширных зеленых лугов паслись тучные стада. 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В)заключени. старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс). 4. (В)по­следствие. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Акс). 5. У многих русских рек, (на) подоби. Волги, один берег горный, другой луговой (Г.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек . 7. Имейте (в) виду — задание ответственное (Эренб.).

Объясните различие в написании выделенных слов в приводимых попарно предложениях.

1. В течение ближайших суток погода не изменится. В течении болезни наступило улучшение. 2. В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны. О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать в продолжении повести. 3. В заключение собрания была принята резолюция. В заключении врачей указан метод дальнейшего лечения. 4. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась. В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы. 5. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами. Следует иметь в виду возможные изменения условий работы. 6. Получилось что-то вроде самодельного велосипеда. В роде Толстых было немало одаренных людей.

Напишите текст под диктовку

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.

Далеко-далеко белеет одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.

Близ берега над волнами носятся то туда, то сюда чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились к нему. С их отлетом над морем становится по-прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Впоследствии я всегда с удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу.

1. В каком варианте предлог пишется слитно?

1) (не) смотря на погоду

2) (за) счет усердия

3) (в)течение года

2. В каком варианте предлог пишется раздельно?

1) (в)следствие неудачи

2) (в)виду отъезда

3) (на)счет работы

4) (в)связи с работой

3. В каком варианте предлог пишется слитно?

1) (в)целях безопасности

2) (в)продолжение экзамена

3) (в)отличие от друзей

4) (не)взирая на успех

4. В каком варианте неправильная грамматическая характеристика ведет к орфографической ошибке?

1) поговорить (на) счет отпуска — предлог, пишется слитно

2) учить (в)течени. года — предлог, пишется раздельно, на конце Е

3) прочитать (в)продолжени. повести — существительное с предлогом, пишется раздельно, на конце И

4) идти (на)встречу ветру — существительное с предлогом, пишется раздельно

5. Найдите вариант с ошибкой.

1) Ты опоздал из-за меня.

2) Я вернусь в течение часа.

3) Вместо назначения поезд опоздал.

4) Имей в виду, я буду поступать по-своему.

6. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение всего пути он хранил молчание.

2) Что вы имеете в (виду)?

3) Плавать в этой реке опасно (в) следствие быстрого течения и водоворотов.

4) (В) продолжение разговора малыш с интересом посматривал на взрослых.

7. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) О судьбе героя мы узнаем (в) продолжении романа.

2) (В) связи с плохой погодой аэропорт закрыт.

3) (В) следствие ранения солдату пришлось долго лечиться.

4) Я старался увидеть что-нибудь (на) подобие летающей тарелки, но безуспешно.

8. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) Я всматривался (в) течение реки, медленное и величавое.

2) Он вел разговор, (не) смотря на собеседника.

3) (В) виду приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море.

4) Девушка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (на) встречу.

9. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (На) встречу нам подул сильный ветер.

2) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, когда состоялась встреча.

3) Дальше начинался подъем (на) подобие гигантских террас.

4) (В) отличие от других спортсменов пловцы тренировались интенсивнее.

10. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение двадцати лет я хорошо узнал этот лесной край.

2) (В) следствие плохой погоды поход пришлось отменить.

3) (В) виде исключения мне разрешили досрочно сдать экзамен.

4) Ребята спешили (на) встречу с писателем.

11. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (По) отношению к делам нельзя проявлять небрежность.

2) Может быть, вам стоит подумать о чем-то (в) родевоспоминаний?

3) Грубые слова, сказанные (в) место благодарности, обидели и огорчили.

4) (В) следствие холодов занятия в школе отменили.

12. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (Не) смотря на усталость, студенты усердно занимались.

2) Вдумайся (в) следствие теоремы Пифагора.

3) (В) течение всего дня я усердно работал.

4) Озеро показалось вдали (в) виде маленькой лужицы.

13. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) Облака, казалось, плыли (на) встречу нашей яхте.

2) (Не) взирая на ливень, туристы продолжили свой путь.

3) (В) отличие от своих сверстников, он казался более серьезным.

4) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, с чего все началось.

1. Соединительные: и, да (= и), не только . но и, также, тоже, и . и, ни . ни, как . так и

2. Противительные: а, да (= но), но, зато, однако, однако же, все же

3. Разделительные: или, или . или, либо, либо . либо, то . то, то ли . то ли, не то . не то

1. Изъяснительные: что, чтобы, как, .

2. Временные: когда, лишь, едва, .

3. Целевые: чтобы, дабы, с тем чтобы, .

4. Условные: если, если бы, коли, .

5. Уступительные: хотя, хоть, пускай, .

6. Сравнительные: как, как будто, словно

7. Причинные: так как, так что, .

8. Следствия: так что

чтобы (= для того чтобы)
тоже, также (= и)
оттого
потому
почему
итак (= следовательно)
зато (= но)
причем
притом
поэтому
зачем
затем
НО: итак и сяк, и так далее

пока что
почти что
при этом
как будто
тогда как
так что
не то – не то
то есть
оттого что
потому что
однако же

Союзы пишутся слитно и раздельно.

1. Раздельно пишутся составные союзыне то, то есть, при этом, однако же, как будто, потому то, оттого что, так что, так как, как только, лишь только, будто бы.

2. Слитно пишутся сложные союзычтобы, зато, тоже, также, оттого, потому, поэтому, причем, притом, итак.

с ними наречий с Эти союзы нужно отличать от созвучных частицами (так же), союзов с наречиями (и так), от местоимений с частицами (то же, что бы), от местоимений с предлогами (за то, по этому, за чем и др.).

Отличие сложных союзов от местоимений и наречий с предлогами, союзами или частицами

Для того чтобы отличить союзы от созвучных с ними слов, рекомендуется произвести синтаксический разбор предложения. При этом необходимо помнить, что союз — это служебное слово, которое не отвечает на вопрос члена предложения и, следовательно, членом предложения не является. Напротив, местоимения и наречия всегда являются членами предложения (значит, к ним можно задать вопрос).

Например: 1. Мересьев взглянул на компас(для чего?),чтобы передохнуть (вопрос здесь задается ко всему придаточному предложению, которое отделяется от главного союзом чтобы). 2. Что бы мне прочитать? (Здесь что отвечает на вопрос дополнения и является местоимением).

Рассмотрим несколько пар союзов и созвучных с ними сочетаний.

1. Союзытоже, такжепишутся слитно. В предложениях их можно заменить другими союзами. Местоимение то и наречиетакпишутся с частицей же раздельно. Частицу же в этом случае можно опустить.Рядом с этими словами можно поставить другие: самое, что и как (то самое; то, что; так. как).

Например: В конце июля он уезжает в Петербург. Ятакже (тоже)хочу поехать туда. —Ия хочу поехать туда. Брат советовал мнето же, что и вы. — Брат советовалтосамое, что и вы. Мой друг отлично учится; я учусьтак же. — Я учусьтак, как он.

2. Союзчтобыпишется слитно, а местоимение что с частицей бы — раздельно. В последнем случае частицу можно отделить от местоимения и перенести в другое место предложения.

Например: Я хочу,чтобывы больше читали. —Что бывы посоветовали мне почитать? (Чтовы посоветовалибымне почитать?).

3. Союзызато, притом, причем, поэтому, затем, зачем, оттого, потому, почемупишутся слитно. Их нужно отличать от местоимений с предлогами, которые пишутся раздельно.

Например: Дорого,затомило. — Неза товолка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (Здесь возможна замена местоимения другими словами: за это.) Девушка была очень хорошенькая,притоми умница. — Курсы находятсяпри том(при этом, при другом) институте, где я работаю. Я встретился с ним,причемна том же месте. —При чем(при каких интересах) ты останешься, если истратишь все свои деньги?